Лицензирование медицинской практики — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №11 » Медицинские правки

Медицинские правки

Лицензирование медицинской практики

Рубрика Тема номера
Лицензирование медицинской практики требует изменений в направлении сокращения предоставляемой информации и введения простых, безболезненных и логичных процедур контроля

Проводимая правительством реформа системы здравоохранения, к сожалению, не затрагивает процесса доступа в этот бизнес. Процедура лицензирования должна обеспечивать качество и безопасность медицинской помощи, но

Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (Закон о лицензировании) предусмотрено, что лицензирование применяется только к такой деятельности, которая может представлять угрозу, в том числе жизни и здоровью физических лиц. Другими словами, лицензирование — это способ государственного регулирования и контроля, который применяется с целью устранения угрозы нарушения прав и законных интересов людей, в частности прав на жизнь и здоровье. Идея, надо признать, правильная и логичная. Однако ее реализация, как это часто бывает, сильно отличается от первоначального замысла.

Порядок лицензирования медицинской практики установлен Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины  285 отмарта 2016 года (Лицензионные условия). Согласно данному документу для получения лицензии лицензиат подает в Министерство здравоохранения (Минздрав) Украины заявление, опись, сведения о состоянии материальнотехнической базы и наличии персонала с указанием его образовательного и квалификационного уровня, а также акт санитарноэпидемиологического обследования помещений. С марта 2018 года для получения лицензии на первичную медицинскую помощь данный акт не нужен.

На первый взгляд просто и понятно.

Статус не определен

Для начала давайте разберемся с актом санитарноэпидемиологического обследования. Он составляется по форме  315/о, утвержден приказом Минздрава Украины  160 от 11 июля 2000 года. При этом инструкция о его заполнении, как и описание порядка его выдачи в целях лицензирования, не утверждена. И что именно в него вписывать, кроме как информацию из бланка, не ясно. Но и в самом бланке есть только общие фразыназвание объекта обследования и что установлено в результате такого обследования. Остальные графы особой смысловой нагрузки не несут.

Таким образом, сотрудники управлений санитарного надзора Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбы) теоретически могут вписать в него абсолютно что угодно: от короткой фразы «соответствует санитарным нормам» до очень детального описания объекта.

На практике же в этом акте описываются общая характеристика здания, состав и площадь помещений, их отделка, наличие инженерных коммуникаций, освещения. Иногда встречается упоминание о наличии медицинского оборудования, но без деталей. Изредкао персонале. Но описание персонала, как правило, ограничивается численностью и оговоркой о наличии медицинского образования. Также в акт вносятся данные о проведенных лабораторных исследованиях (микроклимат, инсоляция, проба воды). Но все же 90 процентов актаэто описание лицензиата и его помещения.

И это единственная «проверка», которую надо пройти для получения лицензии. И кавычки в данном случае неспроста. Это обследование не считается проверкой, а акт по форме 315/о не считается актом проверки и не регулируется Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Он также не считается разрешительным документом.

Дьявол кроется в деталях

Вторым неоднозначным документом, на основании которого орган лицензирования должен принимать решение о безопасности будущей медицинской помощи и ее соответствии минимальным требованиям, является ведомость о состоянии материальнотехнической базы и наличии персонала с указанием его образовательного и квалификационного уровня. Условно этот документ можно разделить на три раздела: общая информация о лицензиате, описание помещений и оборудования, описание персонала.

Заполнение этой ведомостидостаточно нудная и кропотливая работа, часть которой, кажется, лишена какоголибо смысла, но требуется законодателем.

При описании помещения необходимо указать название помещения (например, кабинет врачахирурга), его площадь и врачебные специальности, которые видны из его названия и по которым будет оказываться медицинская помощь в этом кабинете, а также подразделение, где оно расположено. Отдельным вопросом является понятие «подразделение» в понимании Лицензионных условий. Кроме перечисленного выше необходимо указать точный график работы (время и дни) кабинета, перечень медицинского оборудования и инструментария с указанием полного названия модели и производителя, их количества, а также технического состояния и года выпуска. При этом перечень оборудования должен соответствовать примерным табелям оснащения соответствующих кабинетов.

Здесь кроется несколько проблем. Вопервых, эти табели оснащения кабинетов крайне устарели и содержат избыточное количество и номенклатуру медицинских изделий, часть из которых уже не применяются в современной медицинской практике. Вовторых, такое детальное описание графика работы кабинета и его оснащения лишено юридического смысла, поскольку никак не помогает достичь целей лицензирования. Более того, если физическое лицопредприниматель или небольшое учреждение здравоохранения еще в состоянии перечислить все свои медицинские инструменты, то крупным медицинским учреждениям зачастую это просто не под силу. Втретьих, чтобы соответствовать примерным табелям оснащения, бизнесу необходимо потратить средства, иногда значительные, на оборудование и инструменты, которые и вовсе не будут использоваться на практике.

При этом в акте санитарноэпидемиологического обследования такое оборудование или инструменты не указываются. Поэтому добросовестное заполнение этой части ведомостей остается на совести лицензиатов и на практике никак не влияет на безопасность и качество медицинской помощи.

Такая же ситуация и с указанием информации о поверках измерительного медицинского оборудования, ведь указание даты поверки в ведомости никак не влияет на соблюдение лицензиатом требований о ее периодическом проведении.

С условной третьей частью ведомостей в целом аналогичная ситуация. Если требование описывать весь медицинский персонал, вплоть до санитарок, вызывает вопросы, то необходимость указывать характер трудоустройства каждого из них (основное место работы или по совместительству) вообще является, по сути, бесполезным способом «контроля» со стороны государства.

Минздрав Украины сегодня не имеет единого реестра выданных или действующих сертификатов и свидетельств врачей или младшего медицинского персонала. Поэтому лицензионная комиссия Минздрава Украины не может проверить подлинность информации о персонале, а в акте санитарноэпидемиологического обследования она не указывается.

Самое время напомнить, что, согласно принципам Закона о лицензировании, требования лицензионных условий должны быть однозначными и не допускать их субъективного применения, а также не должны содержать лишних административных процедур.

Таким образом, большая часть информации, содержащейся в ведомостях, вносится лицензиатом самостоятельно и без контроля со стороны государства. А проверка подлинности информации, ее соответствия реальному положению при рассмотрении документов не предусмотрена, целиком и полностью зависит от добросовестности лицензиата. С другой стороны, в некоторых случаях выполнить требования ведомостей об указании различных мелочей невозможно.

Нужна периодичность

Позволю себе напомнить, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о лицензировании лицензиат обязан уведомить орган лицензирования об изменениях любой информации и документов, поданных для получения лицензии, не позднее чем через один месяц со дня таких изменений.

Несоблюдение этой злополучной нормы является одним из самых распространенных нарушений, выявляемых при лицензионных проверках. И все бы ничего, если оценивать эту норму с точки зрения врачафизического лица предпринимателя. Но ситуация кардинально меняется для крупных медицинских учреждений, которые оперируют сотнями или тысячами квадратных метров «медицинского пространства», сотнями или тысячами медицинских работников. А если вспомнить степень детализации информации в ведомостях, то ситуация доходит до абсурда: необходимость заполнять всю ведомость и таким образом необходимость уведомлять орган лицензирования возникает уже при покупке или списании градусников, стетоскопов, одноразовых медицинских инструментов.

А своевременность таких уведомлений Минздрав Украины может контролировать только путем проведения лицензионных проверок, которые проводятся нечасто, или в результате анализа ежегодной медицинской отчетности, чем, по правде говоря, мало кто в лицензионной комиссии не занимается. Таким образом, государство сознательно создает для медицинского бизнеса условия, которые он выполнить не может. Чем не предпосылки для коррупционной составляющей?

Процедура упростилась

Стоит признать, что за последние семь лет процедура лицензирования медицинской практики значительно упростилась. Однако за всеми этими дерегуляционными мерами не прослеживается системность и конструктивность. Они хоть и упрощают работу, но являются скорее полумерами без четкой финальной концепции.

Несмотря на это, существующий порядок получения лицензии на медицинскую практику и ее обслуживания препятствует развитию и масштабированию медицинского бизнеса с одной стороны, а с другой — не может обеспечить эффективный контроль за соответствием лицензиата требованиям лицензионных условий, ведь орган лицензирования не может проверить на достоверность большую часть предоставляемой информации и вынужден принимать решение о выдаче лицензии фактически «вслепую».

Способ контроля и регулирования медицинской практики в виде лицензирования в существующем виде неэффективен и создает предпосылки для коррупционной составляющей. Он требует изменений в направлении сокращения предоставляемой информации, с одной стороны, и введения простых, безболезненных и логичных процедур контроля с другой.

ОНОСОВСКИЙ Дмитрий старший юрист ЮКК «ДеЮре», гОдесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA