Уценка рисков — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Уценка рисков

Рубрика Тема номера
«Практически все процессы в Henkel стандартизированы на глобальном уровне с целью минимизации рисков» — Ольга Лукьянова, руководитель юротдела группы компаний «Хенкель в Украине»

Об особенностях построения юридической службы в международной корпорации, взаимодействии локальных юристов со штаб-квартирой, мерах по оптимизации нагрузки, а также о парадигме общения с госорганами в Украине «Юридической практике» рассказала Ольга Лукьянова, руководитель юридического отдела, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине»

— Что формирует повестку дня юридической службы международной FMCG-компании в Украине?

— Конечно же, запросы бизнеса. Мы оказываем поддержку и предоставляем сервис бизнес-подразделениям, обеспечиваем их «свободный полет» в правовом поле. Для бизнеса мы «занудные» покупатели и «вредные» государственные служащие, «технические эксперты» и неудобные контрагенты, хитрые «призоловы» и даже бюрократы, в хорошем смысле. По сути, мы тоже являемся бизнесом внутри бизнеса, так как должны разбираться не только в юридических тонкостях, но и быть экспертами в областях разработки, производства, маркетинга и продажи продукции, которую мы осуществляем вместе с бизнесом.

— Где проходит «водораздел» компетенции юристов центрального офиса и локальных? И насколько локальные юристы вовлечены в «наднациональную» работу?

— Компетенция зависит от задач центрального и локального офиса. Если какой-либо вопрос приобретает международный характер, то без участия хэд-офиса не обойтись. К приоритетной компетенции юристов штаб-квартиры относятся вопросы интеллектуальной собственности, ведь торговые марки — это основной актив компании. Они же сопровождают крупные M&A-проекты. Исключительно на глобальном уровне осуществляется поставка цифрового оборудования и софта.

Юридический отдел «Хенкель в Украине» является частью европейского кластера компании Henkel и напрямую подчиняется штаб-квартире в Германии. Мы очень тесно работаем с штаб-квартирой и различными странами по M&A-проектам, антимонопольному направлению и комплаенсу, вопросам, связанным с торговыми марками, страхованием, маркетингом и рекламой, дистрибьютерским бизнесом и поставками. Например, многие локальные контракты с известными международными ритейлерами могут коррелироваться с контрактами на уровне штаб-квартир.

В то же время, если юридический отдел отдельно взятой страны успешно справляется с поставленными задачами, он становится носителем ценной экспертизы – следовательно, есть возможность расширения функционала на глобальный уровень. Существует практика ведения локальными юристами международных проектов, в которые вовлечены несколько стран. Мы в Киеве как раз сейчас ведем такой проект и пытаемся его вывести на всемирный уровень.

— Практикуются ли в Henkel внутренние тренинги для юристов, межюрисдикционный трансферт опыта?

— Конечно. Мы оттачиваем свои soft skills на европейском и глобальном уровне, а это подразумевает международное обучение, тренинги, обмен опытом с коллегами из других стран. Так, наша коллега Иванна Олещенко была одним из первых юристов, попавших в международную ротацию — несколько недель она провела в штаб-квартире в Дюссельдорфе, а также в Брюсселе. Она существенно повысила свою квалификацию, привезла очень много полезной информации. В то же время, как оказалось, не так уж и сильно мы отличаемся, а в чем-то даже более прогрессивные, чем Европа.

— Какие превентивные меры используются в вашей компании для оптимизации нагрузки на юристов?

— В первую очередь минимизация нагрузки на юристов достигается благодаря обучению персонала, ведь чем больше сотрудники осведомлены о требованиях законодательства и корпоративных правилах, тем меньше рисков для компании быть вовлеченной в трудные ситуации с контрагентами либо государственными органами. Практически все процессы в Henkel стандартизированы на глобальном уровне именно с целью минимизации каких-либо рисков.

Более того, у нас есть несколько внутренних правил взаимодействия с юридическим отделом, что также помогает систематизировать работу. Договорная робота минимизирована путем внедрения типовых форм, использование которых является обязательным.

При утверждении макетов этикеток продукции юристы анализируют исключительно те моменты, которые попадают в сферу антимонопольного регулирования и законодательства о защите прав потребителей. Проверка всей не юридической информации возложена на специалистов в соответствующих сферах.

— Какие есть превентивные меры во взаимоотношениях с контрагентами?

— Начнем с того, что стать нашим контрагентом непросто. Все компании отбираются через тендерные процедуры. Далее есть ряд необходимых условий при регистрации компании как контрагента, до заключения контракта. В Henkel также внедрена система мониторинга компаний, с которыми мы работаем, причем учитываются требования и европейского, и американского, и английского законодательства.

— В какой пропорции у вас соотносятся профилактика, мониторинг и реагирование на нарушение?

— В нашей компании наибольшее внимание уделяется именно превентивным мерам, в первую очередь — регулярному обучению персонала. Мы ежегодно проводим тренинги для всех сотрудников компании по вопросам антимонопольного комплаенса, что является наиболее уязвимой сферой, вопросам, связанным с корпоративными стандартами и политиками (в том числе с конфликтом интересов, мошенничеством и взяточничеством, правилами этического поведения и пр.). Кроме того, наши двери всегда открыты для всех сотрудников компании. Бизнес знает, что дешевле вовремя обратиться к нам за советом, чем ощутить на себе последствия недальновидного и легкомысленного поведения.

Тем не менее мониторинг и реагирование, безусловно, также являются важными составляющими существующей в компании Henkel комплаенс-системы. Так, например, юридический отдел осуществляет контроль официальной коммуникации от имени компании, посещения каких-либо внешних встреч сотрудниками компании, а также следит за регулярностью посещения сотрудниками обязательных тренингов.

Реагирование — это крайняя мера, которая применяется только в исключительных случаях, когда профилактика и мониторинг не сработали в силу объективных причин.

— Определены ли пороговые значения, когда обращаться в суд нерентабельно?

— В каждом конкретном случае учитываются как существующие потери, так и вероятность их возникновения в будущем. В вопросах поставок судебное разрешение споров минимизировано, все достаточно хорошо урегулировано в договорах, кроме того, все грузы застрахованы. В то же время есть принципиальные вопросы, в которых при всей незначительности суммы спора мы будем идти до конца, в том числе с привлечением внешних юридических советников.

— Привлечение внешних юристов — это по сути также механизм оптимизации вашего функционала и нагрузки.

— В большинстве случаев это так. Нецелесообразно тратить время на выполнение каких-то стандартах задач вместо того, чтобы, к примеру, проанализировать миллионный договор или согласовать рекламную кампанию. С другой стороны, есть сложные проекты, для реализации которых требуется именно глубокая экспертиза, в таких случаях мы привлекаем внешних юристов. Также есть проекты, требующие second opinion. И это абсолютно нормальная практика — подтверждать inhouse opinion заключением внешних консультантов.

— Какие вызовы перед FMCG-юристами ставит активная миграция продаж в digital?

На самом деле диджитал-продажи уже не являются для нас чем-то новым, «серой зоной». Такие вещи, как доменные споры, неправдивая реклама в сети интернет, реализация контрафактной продукции через маркетплейсы, уже стали обыденностью. Тем не менее, учитывая темпы роста сегмента онлайн-торговли и все более пристального внимания к нему со стороны контролирующих органов, мы всегда должны быть готовы к появлению новых вызовов. Например, возникновение необходимости приведения наших сайтов в соответствие с требованиями европейского законодательства о защите персональных данных, даже несмотря на то, что осуществляем свою деятельность в Украине, которая пока еще не является членом Европейского Союза. Кроме того, все новые и новые формы приобретает онлайн-продвижение продуктов. Поэтому мы всегда должны быть готовы оказать наиболее полную и всестороннюю поддержку бизнесу, например, при заключении договора с инфлюэнсером, онлайн-ритейлером, организации диджитал-компании и реализации продукта через собственные онлайн-магазины.

— В украинских реалиях меняется ли парадигма общения бизнеса с разного рода регуляторными, контролирующими и надзорными органами?

— Да, несомненно, меняется. Благодаря притоку новых целеустремленных молодых кадров в государственные органы власти и их реформаторским инициативам появилась возможность сосредоточиться на поддержке бизнеса в правовом поле, а не на постоянной защите его от излишнего интереса «контролирующих органов». Это существенно экономит средства компаний и дает возможность перенаправить ресурсы на улучшение качества товара, его усовершенствование и внедрение инноваций. Я не сторонник теории, что любой проверяющий — угроза для компании. Но не нужно недооценивать собственные ошибки и промахи. Кроме того, в рамках системы управления с элементами комплаенс, которая была внедрена в компании Henkel в 2008 году, мы практикуем проведение специальных тренингов для сотрудников, в ходе которых обучаем людей, как нужно себя вести во время проверки. Проверка — это всегда неожиданность и стресс, поэтому мы должны иметь четкое представление, что должен делать каждый сотрудник для минимизации негативных репутационных и финансовых последствий для компании.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA