Входной билет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Входной билет

Рубрика Тема номера
«Экономическая привлекательность Украины позволит в ближайшее время рассчитывать на приход новых крупных игроков на украинский FMCG-рынок» — Алексей Кот, управляющий партнер ЮФ «Антика»

О болевых точках рынков ритейла и товаров повседневного спроса (FMCG), конкуренции, глобализации и перспективах отрасли мы говорили с Алексеем Котом, управляющим партнером юридической фирмы «Антика», членом Совета по вопросам судебной реформы при Президенте Украины, членом Научно-консультативного совета при Верховном Суде, д.ю.н.

— Алексей, расскажите, пожалуйста, с какими вопросами представители FMCG-сектора преимущественно обращаются к внешним юристам?

— Как правило, бизнес обращается к консультантам в тех случаях, когда необходимо усилить экспертизой их внутреннюю юридическую службу. Когда требуется эксперт, специализирующийся на отдельных специфических вопросах. Прежде всего это вопросы комплаенса, проведения трансакций слияния и поглощения (M&A). Обращается и когда речь идет о достаточно важных для компании судебных спорах: претензиях со стороны налоговых, таможенных органов, проверках Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) и т.п.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции на FMCG-рынке в Украине и мире?

— Исторически сложилось, что конкуренция на рынке FMCG довольно высокая. В каждой отрасли есть достаточно много крупных компаний и корпораций, жестко конкурирующих между собой.

После начала российской агрессии практически все крупные международные игроки вывели свои украинские офисы из подчинения их главному офису в России. Кто-то подчинил украинский рынок европейскому офису, кто-то сделал его автономным. Поэтому конкурентная борьба среди международных представителей FMCG-сектора является в Украине в большей степени отголоском происходящего на рынке Европы.

Если говорить о торговых сетях, то конкурентная борьба между ними происходит в несколько иной плоскости. В какой-то мере все они разделили между собой территории и степени влияния. Поэтому о серьезном соперничестве, как правило, речь не идет. Здесь скорее можно говорить о развитии сети, требующем немалых финансовых и административных инвестиций. Однако не стоит забывать и о ряде организационных вопросов, которые приходится решать: получение разрешительных документов, преодоление административного давления. Все это влияет на функционирование торговых сетей. Наверняка нетрудно заметить, что все они развиваются по волнообразной кривой, когда периоды активного развития чередуются с периодами стагнации.

— По вашим наблюдениям, часто ли участники рынка допускают нарушение антимонопольного законодательства?

— Следует отметить, что украинские рынки ритейла и FMCG достаточно большие, потому ничего удивительного нет и в значительном количестве различных нарушений (если смотреть на рынок в целом). Однако нельзя сказать, что ситуация на этих рынках чем-то кардинально отличается от других украинских рынков, либо же характер самих нарушений имеет свою специфику. Так, есть тут и недобросовестная конкуренция, в том числе и посредством рекламы, и сговоры на торгах, и концентрации без разрешений, и картели.

Следует отметить, что как для украинского рынка FMCG, так и для Украины в целом все еще характерны нарушения, совершенные скорее из-за непонимания или незнания законодательства, ошибок в процессе рекламных кампаний или сделок M&A, чем из-за сознательного игнорирования компаниями регуляторных норм.

Совершенно очевидно, что в таких условиях действия АМКУ являются в большей мере ситуативными и связанными с конкретной специфической ситуацией по определенной компании. Так, в некоторых случаях выносятся рекомендационные разъяснения для участников, направленные на устранение и недопущение нарушения в будущем, в других — АМКУ выполняет карательную функцию, налагая штрафы, порой весьма значительные.

Отдельно следует отметить вопрос борьбы с контрафактной продукцией. Несмотря на наличие у АМКУ необходимых полномочий и функций, Комитет в силу объективных причин физически не способен проводить мониторинг рынка на предмет подделок. В этой связи важны усилия самой компании по выявлению такой продукции с целью обращения в АМКУ или правоохранительные органы.

— Насколько FMCG-сфера подвержена глобализации и какие вызовы стоят перед конкуренционными ведомствами?

— Сфера FMCG, безусловно, подвержена глобализации, поскольку большая часть продуктов различных сегментов уже выпускается если не транснациональными корпорациями, то достаточно крупными международными группами компаний. Если говорить о грандах индустрии, то у них есть собственные заводы и фабрики практически в каждой стране мира. Еще один важный момент: любая такая компания стремится снизить издержки, прежде всего административные, рекламные, маркетинговые. А это значит, что применяется единая рекламная, маркетинговая политика стандартизации, устанавливаются конкретные требования к продукции и др. Это достаточно серьезный вызов для компании, потому что такая политика разрабатывается центральным офисом, который должен учитывать нюансы и потребности всех локальных рыков. В противном случае ту или иную продукцию либо рекламную кампанию нельзя будет запускать на определенных рынках.

Очень важно, по моему мнению, отслеживать рыночные тенденции в разных странах, особенно ввиду того, что сейчас в контексте глобализации весьма актуален вопрос о картельных сговорах. Часто это происходит на уровне центральных офисов корпораций. И на украинском рынке не всегда удается найти доказательство такого сговора. Поэтому без определенной доли взаимодействия между конкурентными ведомствами не обойтись, и такое взаимодействие есть. Как минимум между АМКУ и европейскими органами действует ряд программ по обмену информацией между электронными онлайн-системами по определенным глобальным рынкам. Это достаточно весомый инструмент для отслеживания рыночных процессов и влияния тех или иных событий на европейском рынке на рынок Украины.

— Как вы считаете, успевают ли украинские законодатели и регуляторы своевременно реагировать на развитие отрасли? На что, возможно, необходимо обращать больше внимания?

— Нюанс заключается в том, что сейчас все рынки достаточно хорошо развиты, возможности для их расширения ограничены. Любой существенный сдвиг рыночной доли возможен в результате каких-то инноваций: в линейке продуктов, в сфере маркетинговых, рекламных процессов, структур продаж и т.п. В последнем случае почти всегда компании стараются не придерживаться новаций в законах, а сознательно используют найденные в них пробелы или в какой-то мере идут вразрез с регулированием.

Как бы прискорбно это ни звучало, однако ситуаций, когда законодательное регулирование было бы активным и оперативным, а главное — адекватно реагировало на определенные тенденции в разных отраслях, пока что не наблюдалось. Поэтому стоит относиться с пониманием к тому, что законодательство всегда будет немного отставать от рыночных потребностей. Взять хотя бы новые изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», принятые Верховной Радой Украины 7 февраля 2019 года. Их обсуждение началось еще несколько лет назад. За основу законопроект приняли еще 9 ноября 2017 года. На повторное второе чтение его направили в апреле 2018 года, а подготовили к рассмотрению только в декабре.

Основные новации закона — процедурные, однако достаточно важные с точки зрения защиты прав бизнеса: целый ряд изменений и уточнений, которые рынок ждал годами, вносится в процедуру рассмотрения дела АМКУ. Также установлены предельные сроки проведения Комитетом расследования по делу, регламентирована процедура отвода госуполномоченных. Еще одним важным нововведением стали положения о применении нового для Украины института урегулирования (settlement). Он широко применяется в странах Европы и демонстрирует хорошие показатели. Как эта процедура будет действовать у нас — покажет время. FMCG-рынок в Украине достаточно стабильный и не содержит рисков, связанных с перебоями и исчезновением из продажи той или иной группы товаров. Поэтому законопроекты в этой отрасли, к сожалению, не рассматриваются в качестве приоритетных. Нередко случалось, что Верховная Рада Украины вообще откладывала работу над ними в долгий ящик.

— Ваши прогнозы относительно развития FMCG-сектора и юридического сопровождения FMCG-компаний?

  . С одной стороны, это, безусловно, хорошо, с другой — не очень. Позитив заключается в том, что европейские товары становятся более доступными для украинского потребителя. Но одновременно это означает, что потребитель выбирает продукцию зарубежного, а не отечественного производителя.

Сегодня по понятным причинам инвесторы воздерживаются от серьезных вложений в украинскую экономику. Ведь для любого иностранного инвестора военные действия на территории государства — это достаточно большой риск. В то же время следует отметить, что Украина имеет режим свободной торговли с ЕС. Кроме того, себестоимость производства товаров у нас значительно ниже, чем в Европе. Поэтому я искренне надеюсь, что экономическая привлекательность Украины позволит в ближайшее время рассчитывать на появление новых крупных игроков на украинском FMCG-рынке.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA